Михаил Мень принял участие в "Правительственном часе" по вопросу лекарственного обеспечения граждан

03 Июля 2018 года, 13:24
Михаил Мень принял участие в

Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемые коллеги!

Вероника Игоревна подробно рассказала о состоянии дел и ситуации в лекарственном обеспечении населения, отметила позитивные изменения. Но, несмотря на то, что в рамках реализации Стратегии лекарственного обеспечения населения проделана большая работа, в настоящее время остается ряд проблем, которые еще предстоит решить.

Так, к сожалению, зафиксировано нарушение сроков реализации Стратегии в части принятия Минздравом России необходимой нормативной базы. Данную работу необходимо было завершить до конца 2015 года, но по имеющейся у нас информации часть актов еще проходят публичное обсуждение. 

В частности, до настоящего времени не утвержден порядок приостановления обращения лекарственных препаратов при получении информации о нежелательных реакциях, не указанных в инструкции, которые могут представлять угрозу жизни
или здоровью человека. Насколько нам известно этот документ в целом готов, но никак не пройдет процедуру регистрации в Минюсте.

В результате, производители уходят от обязанности по своевременному внесению изменений в инструкции и создают риски неблагоприятных реакций при их приеме, о которых врачи не знают. Считаем необходимым Правительству Российской Федерации принять меры по регистрации этого приказа в кратчайшие сроки, так как затягивание этого вопроса ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Кроме того, в ходе проверки формирования производителями предельных отпускных цен, выявлены факты, требующие неотложного внесения изменений в Правила регистрации цен и в Методику их экономического анализа. Так в настоящее время в соответствии с Правилами, цена на лекарственные препараты может быть перерегистрирована. В подавляющем большинстве случаев перерегистрация цены проводится производителями при необходимости ее увеличения, а учитывая отсутствие обязанности по перерегистрации цены производители неохотно заявляют перерегистрацию цены в сторону ее уменьшения, так как в этом случае уровень рентабельности, закладываемый производителями, не может превышать 30 процентов.

В результате фиксируются случаи, когда цена на лекарственный препарат отечественного производства становится выше иностранного аналога. Также обязанность по перерегистрации цены не установлена и в отношении лекарственных препаратов иностранного производства. Все это влияет на расходы государства и населения при закупке лекарственных препаратов. Насколько нам известно, в ходе работы над данной проблемой выявилась необходимость корректировки законодательства.

Считаем необходимым обратить внимание Правительства Российской Федерации на необходимость скорейшего принятия соответствующего закона и подзаконных актов, так как затягивание этого вопроса влечет дополнительные расходы бюджетных средств и средств граждан. Необходимо отметить, что ФАС России наделен полномочиями по надзору за соблюдением региональными властями методики установления предельных размеров надбавок к фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, что частично могло бы снять проблему с ценами, но в связи с отсутствием регламентирующих документов ведомство уже более двух лет не реализует это полномочие.

Также считаем необходимым обратить внимание, что при высоком объеме фармацевтического рынка его зависимость от иностранных производителей остается высокой. Так, по данным Минпромторга России в общем количестве государственных закупок доля лекарственных препаратов отечественного производства составляет только 33 %. По нашему мнению, Минздраву России необходимо детально проанализировать результаты закупок и совместно с Минпромторгом России, осуществляющим координацию производства лекарственных средств для медицинского применения, и Росздравнадзором, осуществляющим надзор в сфере обращения лекарственных средств, принять дополнительные меры по увеличению доли закупаемых препаратов отечественного производства, но, конечно же, не в ущерб качеству.

В части льготного лекарственного обеспечения хочу обратить внимание, что, по данным Росстата и Росздравнадзора, в 2016-2017 годах отмечено сокращение числа лиц, обеспеченных льготными лекарственными препаратами на 104 тыс. человек. В 2017 году по сравнению с 2015 годом на 2,1 млн. снизилось количество выписанных льготных рецептов. Общее число выписанных рецептов не превысило 48 млн.

При этом, по данным Росздравнадзора, в среднем, их стоимость в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросла на 4 %, то есть выше уровня инфляции. Напомню, что по данным Росстата инфляция в 2017 году составила 3,4%. Одновременно растет количество рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, то есть с отсроченным сроком исполнения. По данным Росздравнадзора в 2017 год количество таких рецептов по сравнению с 2016 годом увеличилось на 11%
и составило 3 тыс. рецептов. По данным Росстата более 76% граждан отказались от льготного получения лекарств в пользу денежной компенсации.

Считаем необходимым Минздраву России проанализировать эти данные и разобраться в причинах снижения количества выписанных льготных рецептов, увеличения количества рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, и при необходимости принять дополнительные меры, направленные на повышение доступности лекарств для граждан.

Кроме того, несмотря на рекомендации Счетной палаты, которые были направлены в Минздрав России еще в конце 2015 года, до настоящего времени нормативно не урегулированы вопросы порядка формирования региональных перечней лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется бесплатно в рамках постановления № 890, порядка единого персонифицированного учета лиц, имеющих те или иные льготы по лекарственному обеспечению.

При этом сами региональные перечни по набору лекарств значительно различаются. Например, в 2018 году перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению бесплатно или с 50 % скидкой, в Воронежской области включает
328 позиций лекарств, а в соседней Брянской области – 694 наименования, а в Курской – уже 875 наименований лекарственных препаратов.

Мы понимаем, что эти перечни будут отличаться от региона к региону с учетом их территориальных особенностей, но на федеральном уровне должны быть заданы основные подходы формирования этих перечней и, возможно, минимальный перечень лекарственных препаратов, включаемых в эти перечни.

В заключении хочу отметить, что в ходе проверок Счетной палатой установлены нарушения в сфере лекарственного обеспечения, требующие незамедлительной реализации всеми участниками установленных законодательных норм, соблюдение которых позволило бы не допустить выявленных нами в прошлом году в этой сфере финансовых нарушений на общую сумму почти в 6 млрд. рублей.

При этом за оборот лекарственных препаратов отвечают 5 различных федеральных органов исполнительной власти, каждый из которых действует самостоятельно. Отсутствие координирующего органа приводит к десинхронизации работы
по обсуждаемому сегодня направлению. По мнению Счетной палаты эту функцию Министерство здравоохранение должно взять на себя и выйти в Правительство Российской Федерации с соответствующим предложением.