Системные проблемы в финансировании ВУЗов могут привести к снижению качества российского высшего образования

25 Декабря 2018 года, 10:56
Системные проблемы в финансировании…

Основная часть госфинансирования ВУЗов направляется ими на текущие расходы, притом что затраты на модернизацию материально-технической базы и развитие университетов ежегодно сокращаются. Это может привести к снижению качества высшего образования в стране, считает Счетная палата по итогам анализа расходования средств федерального бюджета на реализацию ВУЗами образовательных программ*.

Действующим порядком финансирования предусмотрено использование коэффициентов выравнивания**, но единый подход к их применению отсутствует. «Это влечёт за собой «перекосы» финансирования и коррупционные риски при распределении средств», - заявил на Коллегии аудитор Михаил Мень. По его словам, аналогичная ситуация сложилась и с допустимыми отклонениями показателей качества и объема услуги (работы) государственного задания. Методики применения здесь также нет. «В результате учредителями устанавливаются значения отклонения от 5 % до 90 %», – добавил аудитор. То есть при выполнении учреждением госзадания всего на 10%, оно может признаваться выполненным. По мнению аудитора, при уровне отклонения выше 15% создаются риски завышения затрат.

При формировании госзадания отдельные ведомства устанавливают показатели, характеризующие качество услуг, но при этом не определяют их значения. Это не позволяет провести оценку качества выполнения госзадания и, по сути, является формальным.

Оценка эффективности использования субсидии на выполнение госзадания показала, что проводимые ВУЗами научные работы и исследования на практике востребованы мало. Согласно данным системы научных исследований, права на результаты интеллектуальной деятельности имеют лишь 20% проверенных ВУЗов, а доходы от использования результатов интеллектуальной деятельности в 2016 году - 6,4%.

Минобрнауки устанавливало контрольные цифры приема студентов без учета потребности регионов и работодателей в профессиональных кадрах. По словам аудитора, эта ситуация отчасти обусловлена тем, что до сих пор отсутствует система мониторинга объективных данных о трудоустройстве по специальности.

По данным Росстата, максимальный процент работающих не по профессии отмечается среди прошедших обучение по направлениям «социальные науки» (54%) и «сельское и рыбное хозяйство» (43,5%). Наиболее успешными в трудоустройстве по полученной специальности являются выпускники направления «здравоохранение» (96%). 

В ряде учреждений выявлено невыполнение майского Указа Президента России 2012 года в части повышения заработной платы преподавателей учреждений высшего образования и научных сотрудников. Наибольшее количество ВУЗов, где не достигнуты показатели, отмечено у Минкультуры России.

«Мы сейчас рассматриваем актуальнейший вопрос, предопределяющий все развитие: соответствует ли наше образование целям и вызовам, которые Президент ставит в части технологических прорывов, - подвел итог Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. - Наш главный задел куется в ВУЗах, там, где специалисты должны приобретать необходимую для экономики компетенцию». Он подчеркнул, что важно определять уровень финансирования ВУЗа, ориентируясь в том числе на результат при выпуске специалистов.

Коллегия приняла решение направить представления руководителям академии Тимирязева и МИИТ; обращение в Генеральную прокуратуру; информационные письма в ФАС, Роструд, Минсельхоз, Минтранс, Росжелдор и Правительство Российской Федерации, отчет и краткую информацию о результатах мероприятий – в палаты Федерального собрания.

 

Справочная информация:

* В рамках экспертно-аналитического мероприятия проанализировано использование средств в 17 федеральных органах исполнительной власти, Верховном суде Российской Федерации и подведомственных им 209 образовательных организациях. В рамках контрольного мероприятия состоялись проверки в Российском государственном аграрном университете (сельскохозяйственной академии Тимирязева) и Российском университете транспорта (МИИТ). Это два ключевых университета в своих отраслях.

 ** Коэффициенты выравнивания – это коэффициенты, применяемые в целях доведения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанного в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640, до уровня финансового обеспечения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания